top of page

ВЫСТАВКИ СЕЗОНА. ИТОГИ


ИНТЕРТКАНЬ-2020. Осень. Шоу-рум "Кожа-стиль"

В своей полемической статье «Can Fashion Trade Shows Survive the Pandemic?» («Смогут ли модные выставки пережить пандемию?»), опубликованной 3 сентября, авторитетное мировое издание Business of Fashion утверждает, что выставки моды стали проблемным активом еще до того, как разразилась катастрофа Covid-19. В эфире @shoesstar_expo обсудили с генеральным директором выставочной компании SHOESSTAR Александрой Сакаевой, солидарны ли с этим мнением российские экспоненты и посетители и готовы ли они переходить в онлайн. Заодно подвели итоги выставочного сезона SS’21.


По мнению автора BoF Рейчел Дили, выставки покатились по наклонной после того, как ритейлеры сократили свои бюджеты. Распространение модели бизнеса direct-to-consumer и растущая цифровизация дополнительно помогли сделать проводимые раз в два года личные встречи все менее и менее привлекательными. Согласно исследованию BoF и McKinsey «State of Fashion 2020», 55% производителей и ритейлеров считают, что сегодня выставки моды практически не имеют отношения к заказам.


Пандемия поставила выставочный бизнес на грань выживания. В США, по данным Центра исследований выставочной индустрии (CEIR), все В2В-мероприятия во втором квартале были отменены или отложены. Сентябрьская офлайн-сессия Première Vision Paris также отменилась в последнюю минуту – в связи с нарастанием в стране числа заболевших COVID-19 французские власти запретили до конца октября проведение собраний численностью более 5000 человек.


Многие экспоненты (в том числе и в России) видят ценность выставок в нетворкинге и в возможности наглядно продемонстрировать высокое тактильное качество товаров. Однако попытки укрепить имидж мероприятий с помощью проектов, ориентированных на конечного потребителя, а также групповых дискуссий и онлайн-конференций не особо удавались и до того, как разразилась нынешняя катастрофа. Эксперты делают вывод: чтобы выжить, выставки должны стремительно модернизироваться и открыть новые методы привлечения потенциальных клиентов в финансово неуверенном и все более цифровом мире. «Я считаю, что для выставок придется заново изобрести способ их проведения, – прокомментировала для BoF Джули Гилхарт, ветеран выставочного бизнеса и консультант, в течение 18 лет руководившая закупками группы Barneys New York. – С точки зрения их важности для бизнеса, локальные выставки, которые хорошо организованы и на короткий срок могут стать безопасным местом для посещения байерами, будут привлекательными».


Цифровое ускорение


PREMIÈRE VISION 2020

Как показывает практика, крупномасштабные мероприятия, доход которых зависит от сотен посетителей и экспонентов, особенно уязвимы для новых ограничений, поскольку правительства борются с новой волной коронавируса. Их успех будет зависеть от создания универсальной модели бизнеса, которая сможет адаптироваться к блокировкам и ограничениям на поездки в последнюю минуту. Так, парижская выставка материалов и комплектующих Première Vision за считанные недели превратилась в чисто цифровую площадку. За пару месяцев до ее начала компания уже активно инвестировала в digital–технологии. PV онлайн-маркетплейс теперь позволяет байерам и дистрибьюторам записываться на прием в цифровом формате и посещать около 20 интерактивных учебных семинаров. Платформа дала бесплатный доступ почти 1600 производителям (это примерно 80% от постоянных участников в сентябре) и вышла в лидеры по убыткам в этом сезоне (в 2019 году общий доход Première Vision составил €62 млн). «Наша бизнес-модель заключается в проведении физических выставок, и мы не ставим перед собой цель заменить их, – прокомментировал ситуацию Жиль Ласборд, руководитель Première Vision. – Да, этот сезон убыточный, потому что мы взяли на себя обязательства перед нашими экспонентами».


PITTI CONNECT. FRATELLI ROSSETTI

Некоторые выставочные компании делают ставку на то, что их цифровые двойники могут приносить деньги до тех пор, пока физические выставки снова не почувствуют твердую почву под ногами. Так, Pitti Immagine Uomo, главное мировое трейд-шоу мужской моды, традиционно проходящее во Флоренции, в этом сезоне взимало со своих экспонентов плату в размере €2500 за возможность использования новой онлайн-платформы Pitti Connect (можно сравнить эту цифру с обычным сбором в 300 €/кв.м стенда). Опасаясь за безопасность личных встреч (выставка не предполагает, что они станут возможными до начала следующего года), компания Pitti Immagine ускорила запуск платформы, первоначально намеченный на январь 2021 года, чтобы помочь своим экспонентам справиться с бедствием. Тем не менее, цифровая площадка собрала лишь небольшую часть от того потока гостей, который обычно привлекают офлайн-мероприятия Pitti: за первые четыре недели работы Pitti Connect ее услугами воспользовались всего 500 компаний-экспонентов (по всем выставкам Pitti), почти 6000 посетителей и 270 представителей СМИ (по сравнению с 1200 экспонентами, более 18 500 посетителями и 1900 представителями прессы, посетившими последний летний сезон только одной Pitti Uomo в июне 2019 года).


Компания Informa, один из крупнейших игроков в сегменте международных выставок и мероприятий B2B (она в том числе проводит COTERIE, MAGIC, SOURCING at Magic и MICAM Americas – в этом сезоне все онлайн), взимает с экспонентов всех своих трейд-шоу $1995 за возможность продемонстрировать коллекции на принадлежащей ей онлайн-площадке. Это не так прибыльно, как физические мероприятия группы, участие в которых стоит от $2500 до $10 000 за стандартный выставочный пакет, тем не менее открывает ряд возможностей на будущее. «В пост-ковидном мире мы хотим иметь возможность снова проводить физические мероприятия со всеми преимуществами, которые дает офлайн-присутствие, дополненное цифровыми элементами», – отметила президент Informa Markets Fashion Нэнси Уолш.


А что в России?


ИНТЕРТКАНЬ-2020. Осень

На 8-й Международной выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Осень», прошедшей в Павильоне№1 столичного Экспоцентра, в этом сезоне официально было зарегистрировано 7500 посетителей, отметивших в своих отзывах высокий уровень организации, представленных компаний и деловой программы. Выставка стала первым мероприятием, открывшим выставочный сезон в ЦВК «Экспоцентр», в результате чего была отмечена высокая деловая активность ее аудитории. Продукция практически всех подотраслей текстильной и легкой промышленности (включая кожу финишной отделки и фурнитуру для изготовления одежды и аксессуаров) была представлена более чем 200 ведущими производителями и поставщиками из России из 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Мероприятие посетили все значимые лица российского легпрома: статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов; президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин; президент ТПП РФ Сергей Катырин; исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов; генеральный директор ЭКСПОЦЕНТРа Сергей Беднов; руководитель направлений «Легкая промышленность» и «Оборудование» Департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Калинин. Основатель группы компаний Solstudio Textile Group Александра Калошина провела награждение победителей отраслевого конкурса Interfabric Awards и студенческого Textile Design Talents Solstudio Award 2020.


Площадь экспозиции составила около 8000 кв.м., в освещении участвовали более 20 отраслевых и центральных СМИ. На площадке прошло более 50 круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов и встреч в формате В2В, в том числе и по роботизации легкой промышленности – в конференции принял участие Андрей Голуб, основатель ELSE Corp. и генеральный директор ICOL Group по Италии, рассказавший об успешном опыте построения цифровой обувной фабрики на базе белорусского «Белвеста» – мы об этом писали в SHOES Magazine №6. Так что, если говорить об итогах профессионального выставочного сезона в целом, «ИНТЕРТКАНЬ-2020. Осень» можно признать самым успешным мероприятием, не только не потерявшим в числе посетителей, но, по некоторым данным, даже и превзошедшим свои прошлогодние результаты. Этому, конечно, способствовало отсутствие конкуренции (выставка «Текстильлегпром» пропустила сезон), курс на локализацию производства, взятый правительством РФ, и, кстати, офлайн-формат проведения – организаторы готовят также запуск цифровой платформы по текстилю и комплектующим материалам, но уже после физического события, что, наверное, разумно.


SHOESSTAR-Новосибирск. Осень 2020. ESTELLO

Таким же путем пошла компания SHOESSTAR, запустившая оптовую цифровую платформу-шоу-рум BUYERSTAR.RU 10 сентября в разгар осенней сессии своих региональных обувных выставок, хотя Александра Сакаева, генеральный директор SHOESSTAR, анонсировала проект сразу после окончания карантина. Сейчас платформа работает на продолжение сезона заказов и возможность пользования свободным складом, при этом сами офлайн-выставки SHOESSTAR в Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Иркутске и Ялте прошли вполне успешно с незначительным снижением числа участников, отменилась только выставка в Алматы в связи с повторным введением карантина в Казахстане.


Более чем эффективно, по признанию всех игроков рынка, прошла и летняя сессия Измайлово-shoes 17-28 августа 2020 г. Это самая таинственная из всех российских обувных площадок, живущая по законам «сарафанного радио» и чуждая всяким новомодным digital-веяниям. Низкая цена аренды стендов, длительные сроки проведения, удобство размещения байеров в одной локации с выставочными площадями привели к тому, что в этом сезоне по числу экспонентов Измайлово-shoes уже вполне конкурировала с более раскрученными и признанными столичными обувными выставками, такими как Mosshoes и Euroshoes.


МОСШУЗ. Осень 2020. CROSBY

Mosshoes, помимо пандемии и закрытых границ, возможно подкосил и запуск онлайн-пространства за две недели до физической выставки – экономия на аренде стенда была уж очень существенной, а выгоды от офлайн-присутствия неочевидными. Хотя те компании, которые осмелились и встали в «Крокус Expo» 8-11 сентября, а среди них были Analpa, Strobbs, Верхневолжский и Талдомский кожевенные заводы, Ассоциация производителей обуви Узбекистана «Узчармсаноат», по признанию самих экспонентов, только выиграли – в отсутствие конкуренции все посетители и клиенты достались им.


Что касается выставки Euroshoes, которая по объективным причинам была вынуждена уйти из «намоленных» Сокольников на площадку Main Stage на Шарикоподшипниковской улице, то организаторам надо отдать должное – даже при понятном снижении числа экспонентов до 82 стендов (выставка все-таки рассчитана на европейские коллекции, а граница по-прежнему на замке), они провели достойное, эффективное и очень живое мероприятие, причем сделали это одними из первых 25-28 августа, когда даже приглашение посетителей на деловую программу еще было под запретом.


CPM S'ELECTIONS MOSCOW 2020. RINASCIMENTO

Завершила столичный выставочный сезон сокращенная версия Collection Premiere Moscow (CPM), прошедшая на той же площадке Main Stage по названием «СРМ s’elections moscow 2020». В числе участников экспозиции были постоянные экспоненты CPM, представляющие Италию, Германию, Францию, Турцию, Россию и другие страны, а также компании, впервые презентовавшие коллекции байерам в формате b2b шоу-рума – всего 180 брендов (правда, среди них было буквально три стенда с аксессуарами, в основном сумками, что, конечно, значительно обеднило общую палитру). Уже за первый день работы мероприятие посетили 1470 байеров и журналистов ведущих российских деловых СМИ индустрии моды, а всего за 4 дня работы число посетителей составила 4017 человек, причем случайных в силу расположения площадки среди них не было. Ряд B2B-встреч с иностранными участниками прошли онлайн – в деловой программе было задействовано 1100 экспертов и практиков, причем, как и на других выставках, посетители продемонстрировали высокий уровень активности, в том числе были байеры с Дальнего Востока, где карантин никто не отменял. Однако отсутствие у CPM полного виртуального двойника, вероятно, положительно сказалось на посещаемости физической выставки – гости доказали реальную необходимость и эффективность живой коммуникации, которой всем участникам рынка сильно не хватало последние полгода.


Большинство игроков внутри выставочного сообщества все же делают ставку на гибридное будущее, где самые крупные офлайн-мероприятия сохранят свою привлекательность для коммуникации и отбора, а сопутствующие им цифровые площадки расширят возможности в области аналитики. «Проведение цифровых мероприятий по сравнению с физическими не так прибыльно, но это приводит к тому, что Informa стремится к аналитике Big Data, – отметила в комментарии для BoF президент Informa Markets Fashion Нэнси Уолш. – На физическом мероприятии 20000 человек проходят через дверь. Но очень сложно проследить за тем, куда идут эти 20000 человек, когда дверь открыта».

bottom of page