БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

Текст: ЮНА ЗАВЕЛЬСКАЯ

MICAM FASHION SHOW

С этим напутствием нового президента Assocalzaturifici г-на Сиро Бадона главная европейская обувная выставка MICAM вступила в свой юбилейный сезон. 50 лет трейд-шоу были отмечены виртуальной ретроспективой It’s shoes time (позже экспозиция переместилась на виа Тортона в район проведения White Milano), вручением наград самым стойким участникам, не пропускавшим этот профессиональный форум с 1969 года, запуском нового раздела спортивной обуви Players District, масштабным финалом всеевропейского конкурса молодых дизайнеров Mittelmoda и уже традиционной премией и гала-показом Emerging Designers. Мостик из прошлого в будущее был перекинут по-итальянски изящно.


1303 участника, 44076 посетителей (60% из них иностранных) – мероприятие в очередной раз подтвердило свой статус must see и место, которое занимает в национальной культуре. Это отметил и заместитель министра иностранных дел и международного сотрудничества Иван Скалфаротто (Ivan Scalfarotto) во время своего визита на выставку, в рамках которого объявил о запуске новых инициатив по продвижению итальянской обуви на мировой арене. Прошлый сезон, как мы помним, был отмечен значительными победами итальянского внешнеэкономического ведомства на латиноамериканском направлении, после 20 лет переговоров заключившего, наконец, торговое соглашение EU-Mercosur.


Чего-то подобного от него ожидают и в отношении России, но пока все сложно: вводимая нашим правительством маркировка модных товаров сильно подтачивает экономику небольших независимых магазинов и бутиков, где как раз и представлена продукция итальянских компаний, а маркетплейсы при всей их невероятной динамике пока в состоянии оттянуть на себя не более 1/10 доли потребления. Итальянцы с грустью зафиксировали снижение потока российских байеров на –12,85% и украинских на –8,68%. Но есть и один интересный момент, замеченный нами уже на российских выставках этого сезона – вновь начало расти число премиальных брендов, продвигающихся на нашем рынке через оптовых дистрибьюторов: держать собственный офис в России им опять стало невыгодно, к тому же решать вопрос с маркировкой обуви (да и других товаров моды, на которых закон об обязательной маркировке распространится в декабре 2019 года) удобнее сообща. Таким образом, давно работающие и зарекомендовавшие себя шоу-румы опять выходят вперед и расширяют свои портфели брендов, а владельцам и байерам небольших независимых бутиков, раскиданных по территории нашей огромной страны, гораздо удобнее получать товар по конечной и очищенной цене в Москве (или прямо на месте – на выставках в регионах).

Не желая терять российский рынок, но уже и не так тесно к нему привязываясь, итальянские производители стремятся поддержать свое производство за счет Китая, который показывает сейчас чудеса роста среднего класса среди молодого поколения. И это поколение китайцев гораздо более восприимчиво ко всем авангардным течениям в моде, что было заметно уже по гостевому выезду китайских брендов на летнюю Pitti Uomo, и очень бросалось в глаза на этой сессии MICAM, где китайская марка King Ping стала самой эксцентричной из всех начинающих обувных модельеров в разделе Emerging Designers. Вообще, почти все отобранные в этот спонсированный раздел выставки дизайнеры – Adult, Andrea Mondin, Paolo Ronga, Marie Weber, Balluta, Seven All Around, Anna Baiguera, Annie Gestroemi, Maison Ernest, Panafrica, MeLand и King Ping – имеют достаточно сильные позиции на рынке и уже продаются на таких ресурсах, как Farfetch.com и пр. К тому же выставка провела интересный эксперимент, назначив каждому из молодых дизайнеров куратора – итальянского блогера с более чем 50-тысячной аудиторией (в некоторых случаях аудитория превышала и 200 тысяч подписчиков). О результатах можно будет судить на следующей сессии, но уже сейчас было видно, что на стендах молодых толпились байеры и посетители, даже писались заказы. Наша старая знакомая, дизайнер бельгийской марки Adult Рафаэль Ленсан (Raphaele Lenseigne), уже не первый раз принимающая участие в этом проекте MICAM, рассказала, что выставка дала ей большой приток заказчиков (в том числе на арт-коллаборации с известными брендами) и позволила познакомиться с итальянскими фабриками – как вполне адекватными по цене производителями небольших партий обуви, так и поставщиками материалов и фурнитуры. В общем, российским дизайнерам обуви, задыхающимся от долговой нагрузки, отсутствия производственной инфраструктуры и сужения аудитории на стагнирующем рынке стоило бы присмотреться к условиям участия в разделе Emerging Designers.

Вкусам молодой аудитории была посвящена, на самом деле, вся программа выставки. Про студенческий конкурс Mittelmoda мы уже рассказывали – его финал стал яркой точкой второго дня. Отметим только, что первый приз, вручаемый Confindustria Moda и Итальянской ассоциацией льняной и хлопковой промышленности, достался китайскому студенту Kuan Wang, проходящему курс в парижской школе Esmod. А премия Bags & Shoes Award, вручаемая организаторами MICAM, ушла к итальянской студентке римской Академии костюма и моды Sofia Scarponi. Всего же было роздано 10 призов – десять новых имен в мировой моде, которые надо запомнить. А 17 сентября на выставке соревновались студенты итальянских вузов, представляющие проекты устойчивого развития. И пусть это были совсем ученические работы, а отсутствие переводчика говорило о том, что это конкурс «для внутреннего пользования», но направление на обновление отрасли, заявленное новым президентом Assocalzaturifici г-ном Сиро Бадоном этим летом, уже стало воплощаться в жизнь.


Но, конечно, MICAM – это, в первую очередь, выставка, где собираются знаменитые итальянские премиальные и luxury бренды, и куда приезжают байеры, заказывающие этот сегмент. А он во всем мире (не исключая Россию) растет. Что показали гранды на этот раз, как им удается соответствовать новому молодому спросу?

В коллекциях SS 2020 можно отметить несколько заметных тенденций:


активное использование неопрена, в том числе ярких неоновых цветов в классических высококаблучных женских моделях (но не только), иногда наряду с натуральной кожей или в виде дублированной подкладки к ней – замечено даже у таких консервативных люксовых марок, как Lori Blu, Baldinini, Pollini и др.;


кроссовки присутствуют уже во всех коллекциях, даже если бренд до этого делал только вечерний сегмент – просто у этих марок сникеры усыпаны стразами. Характерно, что если в предыдущие сезоны у всех брендов в первом павильоне Fashion Square кроссовки были задвинуты куда-нибудь в дальний уголок, то сегодня занимают добрую (и лучшую) половину стенда. Про дебют спортивного раздела Players District мы уже писали, эта часть выставки набирает обороты, кульминация запланирована на фестиваль PLUG-MI в начале октября. Бурное открытие 16 сентября городского арт-пространства сникеров Voile Blanche было отмечено всеми посетителями;


моделей из серии ugly sneakers действительно стало меньше, как и предсказывали аналитики, но все-таки достаточно объемные подошвы присутствуют в большом количестве, просто «растут» они теперь в высоту, а не расплываются подобно коровьим лепешкам;


в коллекциях классических мужских брендов (и в женских линиях этих марок) появилось много обуви изо льна, рафии и других экологически-чистых материалов – чаще всего они используются в лоферах или на перепонках сандалий. Хороший пример у Fratelli Rossetti на базе знаменитых вышитых мокасин Brera, а также Doucal’s – их женская линия из хлопка с рисунком, напоминающим узбекский икат, пользуется спросом у байеров (бренд увеличил за этот год число своих российских партнеров до 80);


много спортивных коллабораций, как, например, у бренда Pollini с маркой городских велосипедов Stella компании Petrini – здесь и обтяжка кожей сидений, и специально разработанные багажные принадлежности. Вообще багажа стало много у всех, Generation Z – это поколение «перелетных птиц», они отчасти вынужденно, отчасти по велению души, не зацикливаются на приобретении недвижимости. Но про это напишем в обзоре MIPEL;


кастомизация в стиле «сделай сам» набирает обороты, дело дошло до того, что уже не молодежные, а самые известные бренды, как, например, Thierry Rabotin, проводят конкурсы среди своих клиентов на лучший дизайн обуви, который потом будет воплощен на фабрике и представлен на следующей выставке MICAM 16-19 февраля 2020. Чувствуется, что нас ожидает очень необычная зимняя сессия!


MICAM MILANO